Какой самолёт гремел над Роганью в конце 80-х, и заставил меня полюбить небо? Что было на месте старого аэродрома, и что есть сейчас? На какой параллели навечно замер монумент советскому истребителю? Гуляем по аэродрому Рогань!
Я мог бы стать лётчиком
Мой папа очень любил самолёты. Однажды он взял меня маленького с собой на аэродром Коротич. Там проходило авиа-шоу, на котором я впервые увидел парящих в небе парашютистов и низко летающие спортивные самолёты. Папин армейский друг, который продолжал служить в армии, поведал нам, что в следующем году будет очень интересное авиашоу на аэродроме Рогань.
Я конечно об этом забыл уже на следующий день. А вот папа запомнил, и через год, в конце августа (скорее всего 1989 года), наш 412 Москвич припарковался недалеко от лётного поля аэродрома Рогань. Здесь мне было уже интереснее. И программа более насыщенная, и звенья реактивных Миг-21, очень эффектно проносящиеся над головами зрителей на разных скоростях. Но потом появился самолёт, который всем своим видом и звуком навсегда влюбил меня в авиацию. Это был многоцелевой всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель четвёртого поколения - СУ-27.
Словами не передать, что почувствовали зрители, когда многотонная машина проносилась над их головами на сверхмалой высоте. Я закрыл уши, но земля тряслась так что это не помогало. Ветром с моей головы сдуло кепку, и я убрал руки от ушей что бы её поднять. В этот момент у меня наступило что-то вроде контузии.
Во второй раз я увидел СУ-27 на аэродроме в Чугуеве, ровно через год. Участие этой машины в авиашоу тогда не планировалось. В то время шли испытания специальной морской версии для посадки на авианесущий крейсер. И один самолёт совершил вынужденную посадку в Чугуеве во время перелёта кажется в Москву, скорее всего из Крыма. Причиной вынужденной посадки были вроде-как неполадки с двигателем.
Самолёт имел светло-голубую окраску, в отличие от прошлогоднего "зелёного дракона". Так его окрестили тогда зрители. Мне запомнился пилот в обычных спортивных штанах. Руководитель полётов еле уговорил его сделать хотя бы пару виражей над аэродромом в честь дня авиации. И самолёт поднявшись в небо, вновь содрогая землю от рёва моторов, двигаясь вверх по спирали, постепенно пропал из поля зрения. Истребитель поднялся так высоко, что звук двигателей полностью растворился в воздухе.
В третий раз я увидел СУ-27 в виде не очень качественного макета, выполненного из попье-маше, который принесли к нам в школу курсанты того самого ХВВАУЛ. Чувство гордости так и распирало меня от того что я видел этот самолёт вживую. В тот момент у меня появилась мечта - как многие советские мальчишки, я захотел стать лётчиком.
В 1991 году произошли события, которые поставили крест не только на моих детских мечтаниях, но на всех военно воздушных силах молодого государства Украина. В сознательном возрасте, в небе, Су-27 я больше никогда не видел. Лишь однажды, довелось попасть на аэродром в Которотиче, где он стоит в качестве музейного экспоната. Тогда сразу вспомнился и аэродром Рогань, и Чугуев, и курсаны лётного училища, и радостные глаза отца, разглядывающие в небе крылья с красными звёздочками.
И вот сегодня, я вновь попал на аэродром, с которого много лет назад началась моя любовь к небу.
Горизонт 2
Прошлая прогулка завершилась на кругу 46 троллейбуса 14 ноября 2021. В тот день я полностью обошёл микрорайон Горизонт 1, и завершил осенний цикл прогулок по Харькову. Сегодня же начинался зимний цикл. Мне предстоял быстрый переход через Горизонт 2 и поиск дороги в сторону Военведа. Зимой в таких местах гулять не очень комфортно - между жилых высоток шумят сильные ветра, опавшие деревья не добавляют местным ландшафтам уюта, а достопримечательностей здесь отродясь не было.
Долго искать дорогу не пришлось. Это оказалась довольно укатанная грунтовка, покрытая толстым слоем льда. Коммунальщики конечно на пустыре не работают, поэтому, передвигаться пришлось очень медленно и аккуратно. Да я особо и не торопился. Хотелось не спеша пройтись по земле с такой богатой историей.
Что здесь было раньше
Мало кто знает, но на территории современного микрорайона Горизонт, в 30-годах прошлого века, был расположен военный аэродром. Именно здесь началась история знаменитого ХВВАУЛ - Харьковского Высшего Военного Авиационного ордена Красной Звезды Училища Лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С.И. Грицевца. Это училище закочили очень известные лётчики, Герои Советского Союза, в том числе космонавт Алексей Леонов и трижды герой Советского Союза, маршал авиации, Иван Кожедуб.
Аэродром и лётная школа были построены в 1932 году в чистом поле между современной ж/д платформой Пятихатки и микрорайоном Горизонт. Интересно было узнать что военный городок, который теперь называют "Военвед" был построен раньше чем многие районы Харькова.
Во время 2-й мировой войны аэродром использовался немцами, но надолго они здесь не задержались.
В августе 1943-го года, на лётном поле вновь приземлились советские самолёты и остались здесь очень на долго.
Аэродром представлял из себя грунтовое лётное поле с курсом взлёта и посадки от 0 до 359°. То есть, самолёты садились и взлетали с любых сторон, что зависело лишь от направления ветра. Учитывая характеристики лётного поля, здесь применялись летательные аппараты лишь винтомоторной группы.
По непроверенной информации, в районе аэродрома Рогань разбился, уникальный на то время, самолёт-гигант К-7. Этот исполин можно увидеть в фильме Дао. Специально для съёмок, которые проходили в Харькове, был построен макет в натуральную величину.
Так-же, я слышал, что в яр возле лётного поля упал реактивный бомбардировщик ИЛ-28. Правда это или нет, не известно. Кто знает эту историю, расскажите в комментариях, очень интересны подробности.
Что сейчас на месте аэродрома
Сейчас на месте аэродрома огромный пустырь. Микрорайон Горизонт больше не расширяется, хотя большая часть территории имеет кадастровые номера, и предназначена для постройки многоквартирных домов. Во время перехода через бывшее лётное поле, вдалеке я слышал громкий собачий лай. Вероятно здесь собираются кинологи и занимаются дрессировкой хвостатых питомцев. Кое-где просматривается фундамент недостроенных домов, но изучать эти катакомбы я не стал. В таких местах велика вероятность наткнуться на пустоты в земле, что никак не входило в мои планы. В общем, место для прогулок не очень подходящее, зимой ветрено и холодно, летом пыльно и жарко.
Памятник истребителю МиГ-21
И вот я дошёл до первой интересной путевой очки - памятнику советскому лёгкому сверхзвуковому фронтовому истребителю третьего поколения - МиГ-21.
Мне посчастливилось увидеть эти самолёты в небе над аэродромом Рогань. Конечно, они никогда отсюда не взлетали. Для таких машин нужна твёртая взлётно-посадочная полоса, которая имеется в Чугуеве. Именно оттуда они прилетали сюда, что бы порадовать своим видом зрителей на авишоу в честь дня авиации.
Когда-то их там было очень много, теперь остался только один - на въезде в город возле трассы Киев - Довжанский. Такой же установлен и здесь - вначале "38 параллели". Так местные жители прозвали аллею, ведущую к клубу, по аналогии с границей, разделяющей Северную и Южную Корею во время войны 1950-1953 года. 21-е МиГ-и в ней не учасвтовали, а вот Миг-15, под командованием Ивана Кожедуба, оказали сильное влияние на расстановку сил в воздухе.
Очень рад, что этот монумент сохранился, и будет напоминать местным жителям и редким туристам о былой мощи советской авиации. О людях, которые отдали себя небу. Небу, которое теперь стало таким далёким и недостижимым…
Когда самолёт поднимается высоко над облаками, солнце одинаково светит и пилотам и пассажирам, но только без пассажиров самолёт может взлететь в небо, а без пилота так и останется на земле.
Аэродром Рогань на карте
Большое спасибо что досмотрели этот пост до конца. Если Вам не трудно, поделитесь пожалуйста им в любой соц. сети или мессенджере, это сильно поможет в продвижении ресурса!
Комментариев нет:
Отправить комментарий