Этим утром пришлось встать пораньше, около 7 00. Я позвонил друзьям, узнать в каких степях их носит. Оказалось что они уже подъезжают к Севастополю, и что нам со Славиком пора выходить на трассу и готовиться к торжественной встрече.
Предвидя объемы продовольственных запасов и количество личных вещей, принимая во внимание отсутствие туристического опыта у наших товарищей, но не забывая о вместительности автомобиля ВАЗ 2108, мы со Славиком решили взять с собой свои рюкзаки. Немного перекусив, мы вышли в путь. Погода как всегда была отличная. Я признаться еще ни разу не гулял по Ласпи в такую рань. Как мы и планировали, минут через 30 мы были уже наверху.
Магазин был открыт, мы взяли по бутылочке пивка, и расположившись возле дороги принялись ждать. Ждать однако пришлось не долго. Как же все таки мы были точны в расчетах! Я буквально успел сделать пару глотков, как из-за поворота выкатилась белая 8-ка. Должен сказать что свадебные кортежи не издают столько шума в момент прибытия к дому невесты, сколько наделали наши друзья. Тут и пронзительные сигналы клаксона, и оглушающая музыка из окон, и дикий ржач и истерические крики пассажиров! В общем ничего удивительного. Все мои опасения оправдались. В машине трезвый был только водитель. Попробую немного описать все что происходило дальше.
Отворились двери. Из автомобиля вывалился Максим Александрович и мгновенно заключил меня в свои стальные объятия. Такая же участь ждала и Славика. Далее на свет Божий появился Вадик. Следует отметить тот факт, что Максим Александрович повис на шее и у Вадика, по видимому позабыв о том что Вадик ехал всю дорогу с ним в одной машине, чем сразу же вызвал дикий истерический ржач. Пока мы отходили от истерики из машины успел выбраться Погорелый и соответственно исполняющий обязанности водителя, мой братан. Началась сцена совместного распития пива и обмена впечатлениями. Оказалось что по дороге в Крым, на пиво было потрачено денег больше чем на топливо, (что впрочем нас никак не удивило). Что оказывается под Металлику можно отлично спать привязавшись ремнем безопасности к сидению. Что Российский флаг лучше держится на лобовом стекле чем Украинский. По правде говоря мое настроение мгновенно взлетело вверх. Я поймал себя на мысли о том, что за каких то там 4-ре, 5-ть дней я успел соскучиться за этой веселой компанией.
Немного придя в себя от нахлынувших эмоций, мы принялись разгружать машину, так как на нашу стоянку проехать на ней не представлялось возможным. Вещей действительно было немало, и если бы не наши рюкзаки, пришлось бы делать несколько ходок. Упаковав все припасы и распределив их по рукам и плечам, мы разделились: Славик, Вадик и Погорелый пошли пешком на стоянку, а я, Серега и Макс двинулись на машине к одному из пансионатов искать пристанище для автомобиля.
Оставив машину на охраняемой автостоянке, мы двинулись в наш лагерь. По дороге мне от души хотелось взвалить рюкзак на Максима Александровича и поржать с него, но принимая во внимание его общее физическое состояние, я не стал этого делать. Думаю реакция могла бы быть не совсем адекватной.
В общем как в той песне, с шашками да гиканьем, мы добрались до лагеря. Славик к этому времени уже успел организовать поход за водой. Я познакомил пацанов с остальными участниками банды, и мы принялись выбирать места для палаток. Следует отметить что очень большой проблемой было заставить только что прибывших постояльцев отказаться от привычной манеры общения. Фразы типа: "Какая бл....ь!", "Давай п....данем!", таки слетали с пьяных уст. И если эти фразы произносились как бы и не совсем громко, то остальные любимые цитаты типа "На память об Алууууупке!!" или "Чер-ный! Ки-са! Тут пришли какие-то люди, и хотят меня бить!" распространялись по близлежащей местности с помощью такого ора, что отдыхающие на пляже люди начинали потихоньку расползаться по более безопасным местам. В который раз мои опасения оправдались. Сознание решило покинуть наших друзей, и нам надо было принять решение: или смириться с этим, или впасть в такое же состояние...
Восхождение на гору Куш-кая
Расселив новобранцев по палаткам, мы стали готовиться к восхождению на гору Куш-Кая. Так мы решили компенсировать недополученные по известным причинам впечатления. Славик принял решение остаться в лагере, присмотреть за гостями, ну а мы с Олькой, Танюшкой и Сереженой семьей двинулись в путь. В интернете люди писали что восхождение на Куш - Кая из Ласпи занимает 3 часа, спуск 2-2,5 часа. Мы вышли из лагеря около 13:00, соответственно планировали вернуться часам к 19:00.
Маршрут проходил через всю бухту Ласпи к поселку Батилиман. Пройдя пляж мы пошли по тропе, которая понемногу поднималась над морем и петляла между беспорядочно разбросанными валунами и зарослями можжевельника. По дороге нам все чаще встречались стоянки туристов, иногда попадались даже небольшие строения и шалаши. Мне почему-то не нравились места где люди разбивали палатки - посреди лагеря тропа, к морю спуск неудобный, пляжа как такового нет, за пивом идти далеко, за водой тоже. Потом еще оказалось что в этой местности два раза в сутки появляются лесники и собирают дань, и что наш лагерь находится за пределами заказника и скорее всего относится к территории детского лагеря "Ласпи". Так это, или нет, но лесники к нам не приходили ни разу, чем существенно сохранили наши денежные средства и свое здоровье (шутка). Интересно, с каких делов тогда мы в прошлом году им денег откашляли? Все таки эту страну погубит коррупция.
Сделав по дороге пару кадров и размышляя на тему хитрых лесников, мы вышли к одному из ориентиров упоминавшихся в инете. Дальше тропа уходила круто вверх. Вскоре мы вышли прямо на площадку к кафе на Батилиманской дороге. Цены понятное дело душевные, и судя по тому что со 100 гривен в кассе не нашлось сдачи, с клиентами была напряженка. Немного передохнув мы двинулись дальше. Где-то дальше должна была начаться старая Батилиманская дорога, которую строили пленные Турки. Автомобильное движение по ней давно закрыли, но пешие и велосипедные маршруты до сих пор проходят именно по ней.
Вскоре мы начали подъем по старой дороге. Обещанных в инете сокращенок мы почему то не нашли, посему шли по остаткам асфальта. Через некоторое время нашли тропу которая вела выше от дороги и пошли по ней. Минут через 15 набрели на развалины какого то строения, рядом в скальной породе было углубление похожее на родник, хотя вода больше напоминала дождевую. Еще минут через 10 мы вышли на широкую утоптанную тропу. Ее то я и ожидал увидеть, теперь мы точно знали направление нашего маршрута. Немного передохнув мы продолжили подъем. Тропа становилась все круче и круче. Последние метров 100 дались очень тяжело. Не смотря на отсутствие рюкзака, даже у Ольги Валерьевны начал барахлить мотор. Никогда не верьте типа-бывалым туристам утверждающим что подниматься гораздо легче чем спускаться. Может быть альпинисты, и имеют право так утверждать, но я со всей ответственностью готов заявить - подниматься всегда тяжелей!!!
Ну вот в конце концов подъем закончен. Тропа вывела нас на небольшую уютную полянку, мимо которой проходила грунтовая автомобильная дорога. Пройдя по ней буквально метров 50, мы оказались возле развалин какого то строения. Посреди развалин стоял деревянный крест, ниже висела табличка "Храм святого Ильи". Я читал про это место в инете, и вот что там было написано: "Далее по левой тропке в лес. Через 50 метров развалины дома. Он был сложен из тщательно обтесанного прочного камня, похожего на диабаз. Рядом замусоренный бывший резервуар (источник?). На табличке надпись "Храм святого ИЛИИ XI-XV вв." Установлен деревянный крест. Здание ориентировано на восток. Но возникает несколько вопросов. Во-первых развалины, а особенно резервуар довольно-таки свежие, по грубой оценке (по стилю строительства) рубеж XIX-XX веков. Во-вторых в исторической литературе (Т.М. Фадеева "Тайны горного Крыма"; О. Домбровский, О. Махнева "Столица феодоритов") неоднократно упоминается феодальный замок Кокия-Кала, на соседней вершине. В книге Панаета и Георгия Кесмеджи "Княжество Феодоро" на семидесятой странице приведена археологическая карта урочищ Кокия и Ласпи. И ни где нет упоминаний о храме на Куш-Кае. В-третьих на расположенной невдалеке вершине Ильяс-Каи, что установлено археологами, находился храм Св. Ильи, а у православных как-то не принято посвящать рядом стоящие храмы одному святому. Мне кажется, что это развалины, если они и принадлежат храму, то намного более молодому, и его могли построить в память о том храме на Ильяс-Кае. Ответ обнаружился в упомянутой выше книге А.И. Иванова, вышедшей в 2005 года, где сказано, что на гребне хребта Кок-Кия-Бель сохранились руины поста флотской службы наблюдения и связи." Вот так.
Вот еще пара шагов и мы на самой вершине. Словами конечно не описать тех ощущений которые просто распирали меня. Все о чем я читал и представлял в воображении, наконец-то открылось перед моим взглядом. Тут и Байдарская долина, и Чернореченское водохранилище, и если присмотреться купола метеостанции на Ай-Петри которые мы еле могли рассмотреть с расстояния 1 км пару дней назад.
Вид на любимую Ласпи...
Над морем плыли низкие облака. В лучах заходящего солнца море казалось просто волшебным.
Я нашел глазами нашу стоянку, позвонил Славику и доложил о взятии вершины. Конечно с такого расстояния он меня врят ли смог рассмотреть, тем более против солнца, а вот мне удалось различить его ярко-красную футболку. По словам Славика, на стоянке был полный порядок: дрова нарублены, мангал подготовлен, друзья пьяные.
В свою очередь мы доложили о своем скором возвращении в лагерь и продолжили осмотр Куш-Каи. На вершине мы встретили много скалолазов, некоторые были явно преклонного возраста. Снимаю шляпу перед ними. С моей боязнью высоты мне оставалось только восхищаться такими людьми. Я прошелся на другой склон горы что бы посмотреть в те места куда очень хочется попасть в следующем году. Где то за холмами был Затерянный мир, манящий меня уже который год мыс Айя, пляжи Золотой, Серебряный, Инжир, неповторимая Балаклава. Вдали виднелся великий Севастополь. Скоро мы к тебе приедем!
Вдоволь нафотографировавшись, мы вернулись на уютную полянку что бы немного отдохнуть и перекусить.
Сколько времени у нас занял подъем я не помню, но судя по времени на фотографиях, мы уложились не более чем за 2,5 часа. Назад было решено идти не по над берегом, а спуститься к стоянке прямо с новой Батилимановской дороги. Визуально по карте это было ближе, да и по асфальту идти гораздо быстрее чем по камням. Отдохнув и собравшись с силами мы двинулись в путь. Спуск действительно занял меньше времени чем подъем. Выйдя на старую дорогу, не найдя сокращенок мы спускались где попало. Экстрим конечно еще тот. Но все прошло нормально, без травм и потерь.
Неожиданно возникло препятствие: укрепленные стены по над новой дорогой были достаточно высокими, и нам пришлось пару десятков метров пройтись по насыпи что бы спуститься на проезжую часть.
Вот еще минут 20 по дороге и мы вычисляем место возможного спуска к нашему лагерю. Интуиция и опыт нас не обманули. Тропа вела прямо к нашим палаткам.
Ужин
Немного отдохнув, девочки принялись готовить ужин, а мы с пацанами занялись приготовлением шашлыка и употреблением водки.Пожалуй это был один из самых насыщенных и запоминающихся дней в моей жизни, и он еще не закончен! Меня ждал прекрасный ужин в кругу близких друзей. Вместе с мясом и водкой к нам приехала гитара, и мы допоздна рвали глотки периодически смачивая их водкой. По понятным причинам, момент расползания по палаткам начисто вытерт из нашей памяти. Скажу лишь, что весь запас спиртного который брался на 4-ре дня и 3 ночи был безжалостно израсходован за одним ужином. Под самый занавес мы потеряли последнюю бутылку водки (точнее то что от нее осталось), которая нашлась только утром под столом. В общем ничего нового. Море, костер, шашлык, водка, гитара, полная луна над бухтой и пьяные Харьковчане...