В этот раз к выезду в Севастополь мы подготовились заранее. В 7:00 возле КПП Ласпийского санатория нас уже ждал местный таксист, на весьма вместительном "Пежо". Переодевшись в "парадное" мы погрузили рюкзаки и отправились в Севастополь.
Парад победы в Севастополе
Сегодня 9-е мая, день Победы! Второй раз буду отмечать этот святой для меня праздник в любимом городе. Вся дорога усеяна бигбордами с поздравлениями. Много мотоциклов - сегодня на Сапун-горе слёт байкеров, поэтому дорога на гору уже перекрыта. Объезжаем через 5-й километр и скоро прибываем на Ж\Д вокзал. В камеру хранения огромная очередь, все хотят успеть на парад. Сотрудники вокзала не сидят сложа руки, периодически размещая большие группы туристов в резервных помещениях. Где то через пол часа мы уже налегке. Оставляем Серёгу Губина с семьёй, берём такси и едим на площадь Нахимова. Движение в этом направлении уже перекрыто, пробираемся "огородами". Выходим из машины где то в районе Макдональдса и двигаемся по проспекту Нахимова вниз.
Парад начинается с площади Нахимова.
Людей собралось очень много. Периодически подъезжают автобусы. Выходят ветераны, их встречают радостными аплодисментами.
Начинается официальная часть: прибывают автомобили с политиками и чиновниками различного ранга, первые лица города. Вся процессия возлагает цветы к мемориалу героической обороны Севастополя 1941-1942 годов.
После торжественной речи Януковича В.Ф. и Медведева Д.А., которую транслировали по системе оповещения, со стороны набережной раздались пушечные выстрелы, скорее всего из корабельных орудий. Ощущения непередаваемые, мне очень понравилось. Хотя, наверное ветеранам не было так интересно как мне, скорее наоборот, лишний раз слышать этот гром... Думаю многие не хотели вспоминать этих звуков. Начинается парад.
Ветеранов встречают бурными овациями. Все аплодируют, хором кричат "Спасибо!!! ".
Настало время и нам отметить день победы, поэтому, с трудом пробираясь сквозь толпы народа, мы направились на поиски подходящего заведения.
Заведение было найдено только на Ж\Д вокзале, но качество обслуживания испортило все впечатления от посещения города героя. За пол часа ожидания нам принесли только водку и сок, даже без рюмок.
Где наша не пропадала... Из рюкзаков мгновенно изымаются походные кружки, и звучит первый, и в последствии не меняющийся на протяжении дня, тост: "ЗА ПОБЕДУ!!!"
Маринкин с Денисом поезд отправлялся в обед, поэтому нам пришлось распрощаться с нашими друзьями. Оставшись вдвоём, мы с братаном не стали дожидаться внимания со стороны официантов, забрали водку, и пошли искать другое кафе.
Заведение напротив автовокзала, в котором мы отмечали день Победы в прошлом году, оказалось забитым до отказа, и мы решились на радикальные меры - взять такси, и ехать куда нибудь на окраину города, где питаются дальнобойщики. В таких заведениях и кормят вкусно, и цены там адекватные. Именно с такой просьбой мы и подкатили к стоявшему неподалёку таксисту. Водила попался адекватный, и предложил нам разведать обстановку в кафе, которое находилось прямо в здании автовокзала. По его словам, это заведение соответствовало нашим требованиям, хоть и вместо дальнобойщиков, постоянными клиентами там были таксисты. И если уж ТАМ не будет мест, тогда он с удовольствием окажет нам транспортные услуги. На том и договорились. Зайдя в кафе обнаруживаем два свободных места, уже хорошо. Начинаем изучать меню, цены вменяемые - уже лучше. Делаем заказ, через пять минут официантка (кстати она же и за бармена) приносит солянку - просто отлично! Я робко спрашиваю про рюмки, так как водка у нас с собой. Никаких проблем! Тут же на столе появляются нужные нам ёмкости. Короче говоря, через пол часа мы были сыты и пьяны (разве что носы не в табаке). Вот вам и сервис. Кафе на пять столиков, ОДНА девочка, и успевает и заказ принять, и на стол подать, и со стола убрать. Все бы так работали.
Выйдя из кафе, я даже хотел отблагодарить пивом таксиста, подсказавшего нам это местечко, но его уже не было, уехал работать. А мы отправились исследовать знаменитый паровоз, стоящий недалеко от автовокзала.
Времени до нашего поезда у нас было ещё часа три, и мы решили посетить одно из великих и священных мест Севастополя - 35-ю береговую батарею. Я много читал об этом месте, и вот появилась возможность там побывать.
35 батарея Севастополя
Историческая справка:
Основные технические характеристики:
Была вооружена двумя новыми 305-мм двух орудийными башенными установками "МБ-2-12", спроектированными и изготовленными на Ленинградском Металлическом заводе (орудийные станки и часть механизмов были использованы готовые - снятые из башен линкора "Полтава" Балтийского флота). Вес снаряда - 471 кг, дальность стрельбы - до 42 км. По своему устройству батарея состояла из двух орудийных блоков (железобетонных массивов, с толщиной стен от 2-х до 3-х метров, в которых были установлены орудийные башни). Внутри блока 1-й башни на двух этажах располагались погреба боеприпасов, жилые и служебные помещения, а внутри блока 2-й башни, кроме того, силовая станция и центральный дальномерный пост с приборами управления стрельбой. Цитадель имела современную противохимическую и противоударную систему защиты. Для маскировки, в 2-х км южнее, была построена «ложная» 35-я ББ, сооружения которой использовались комендатурой охраны и обслуживания. По периметру батареи размещались долговременные огневые точки (ДОТы) и траншеи для стрелкового огня. Влево и вправо 450 м севернее и 200 м южнее блоков располагались командные посты с бронированными боевыми рубками и открытыми двориками для дальномеров. Такой разнос был необходим, чтобы не нарушать точность целеуказаний, когда при стрельбе от сотрясения земли, могли вноситься погрешности в расчеты. Орудийные блоки и командные пункты соединялись между собой подземными коридорами (потернами). Имелись два специальных подземных, запасных выходов к берегу моря. После достройки батарея сначала получила номер 8 и вошла в состав Шестого крепостного артполка. Первым ее командиром был Г.В.Штейнберг. О значимости сооружения говорит тот факт, что после завершения основ-ного строительства, в 1929 году батарею посетила делегация Советского правительства во главе с руководителем государства И.В. Сталиным и вместе с ней - группа высших офицеров германских вооруженных сил (рейхсвера) под руководством генерала Бломберга, которые в то время на правах союзников перенимали опыт военного строительства в СССР. В 1930 батарея получила свой окончательный номер - 35 и была включена в состав 3-го дивизиона Шестой крепостной артиллерийской бригады.
История и боевой путь 35-й ББ Черноморского флота
35-я башенная береговая батарея (35-я ББ) - одно из наиболее мощных фортификационных артиллерийских сооружений береговой обороны Главной базы ЧФ и Советского Союза в предвоенные и послевоенные годы. Строительство было начато перед 1-й Мировой войной, в 1913 на мысе Херсонес по проекту военного инженера генерала Н.А. Буйницкого. Первоначально был присвоен номер 25. В 1915 строительство из-за войны было прекращено, а изготовленные в С. Петербурге орудия, башенные установки и механизмы размещены на береговых батареях балтийской крепости Ревель (ныне Таллинн). Достраивалась в 1924 -1927 по проекту военных инженеров В.В. Выставкина и Б. К. Соколова.
К началу Великой Отечественной войны 35-я Б.Б. под командованием капитана (с 1942 года - майора) А.Я. Лещенко входила в состав 1-го отдельного артдивизиона Береговой обороны Главной базы ЧФ. Первая боевая стрельба батареи в обороне Севастополя 1941 - 1942 была проведена 7 ноября1941 по частям германской 132-й пехотной дивизии наступавшей в р-не хутора Мекензи (ныне - р-н ж/д станции Мекензиевые горы). Сильный износ орудий и интенсивность боевых действий (за два месяца было произведено более 300 выстрелов на каждом орудии, при норме в 200) заставили уже 1.12.1941 начать работы по замене орудийных стволов 1-й башни, которые велись силами специалистов Артилле-рийского ремонтного завода №1127 (бригадир С.И.Прокуда). По этой причине в течение декабря стрельбы велись только 2-й башней. 17.12.1941 во время интенсивной стрельбы по противнику, начавшему второй штурм Севастополя, во 2-й башне вследствие преждевременного выстрела (воспламенение порохового заряда при не полностью закрытом затворе), произошел сильный взрыв, который вывел ее из строя. Выход из строя артиллерийских башен и критическая ситуация на сухопутном фронте вынудили командование направить большую часть личного состава в батальоны 8-й бригады морской пехоты СОРа (впоследствии, их большая часть погибла в боях на Мекензиевых горах, а оставшиеся в живых в январе1942 были возвращены на батарею). Работы по восстановлению 2-й башни (в них участвовали рабочие Севастопольского Морского завода им. С. Орджоникидзе) и замене орудийных стволов продолжались около 2,5 месяца. В период июньских боев 1942 35-я Б.Б. ежедневно вела огонь по атакующим войскам противника, а после гибели в окружении 30-й батареи стала последним резервом тяжелой артиллерии СОР. В свою очередь, противник подвергал ее мощным авиационным ударам. Во время одного из них 23 июня близкими взрывами авиабомб была выведена из строя 1-я башня. В последние дни обороны на 35 Б.Б. были развернуты командные пункты СОР и Приморской армии. В 09 ч. 50 мин. 30 июня с радиоцентра батареи командующим СОР вице-адмиралом Ф. С. Октябрьским в адрес Народного Комиссара ВМФ была отправлена шифрограмма с донесением о невозможности дальнейшего удержания Севастополя и просьбой об эвакуации командного состава.
Вечером того же дня в кают-компании батареи состоялось последнее объединенное заседание Военных советов СОР и Приморской армии. По его окончании Октябрьский (по другим данным – генерал-майор Моргунов) приказал командиру батареи обеспечить прикрытие эвакуации и по израсходовании боеприпасов подорвать орудия и механизмы. В течение дня 1 июля 2-я башня провела последние стрельбы по моторизованным частям немецкой 72-й пехотной дивизии в р-не мыса Фиолент (огонь велся практическими ядрами, т.к. боевые снаряды уже были израсходованы). Последняя раз огонь батареи был проведен шрапнелью по наседающему врагу в р-н Камышовой балки. В ночь на 2 июля личным составом батареи были подорваны обе башни и силовая станция, однако потерны и большая часть помещений орудийных блоков уцелели и в них вплоть до 12.07.1942 продолжали сопротивление последние защитники Севастополя. В послевоенный период 35 Б.Б. не восстанавливалась, однако часть ее сооружений (правое крыло блока 2-й башни и правый командный пост) использовались установленной в 1945 на мысе Херсонес 130-мм береговой батареей №723 (разоружена в 1960).
В 1988 в правом командном пункте 35 Б.Б. и его 450-метровой потерне была оборудована сейсмологическая лаборатория Симферопольского госуниверситета им. Фрунзе, которая действовала до конца 90-х годов.
Володин Валерий Иванович
Офицер запаса.
Спуститься внутрь батареи мы не успели, поджимало время, но и этих впечатлений мне хватит надолго.
На вокзал вернулись вовремя, до отправления поезда оставалось минут 15. Погрузились в вагон и отправились домой.
Поход окончен. Мы отлично провели время. Отличный насыщенный маршрут, хорошая компания, ясная погода, отсутствие лесников, всё было на нашей стороне. Жаль что с нами не было моей Ольки, Славика с Танюшкой. Хочется верить в то что у нас будет ещё много таких путешествий, и компания наша будет только расти.